История подкастов в России началась в 2004 году с первого подкаста, который создал Василий Стрельников RPOD. Но, учитывая реалии того времени — недостаточную скорость интернета, сложное и трудоемкое производство, необходимость скачивать каждый выпуск на компьютер, только потом его прослушивать, можно понять, почему очень скоро «подкастная» инициатива была заглушена. Казалось, мир подкастов окончательно сошел на «нет» в 2015 году, когда первые российские подкасты закрылись. Аудиторию просто не смогли приучить к новому аудиоформату, а значит, на этом нужно было поставить точку.
Сегодня подкастинг переживает второе рождение. В 2020 году Яндекс. Музыка провела исследование, в котором
выяснилось, что подписчики хотя бы раз в месяц слушали подкасты, а это в 3−4 раза больше, чем за 2019 год. Год коронавируса стал знаковым для подкастинга, потому что количество подкаст-каналов на том же Яндексе превысило тысячу. Это объясняется и локдауном, конечно, новым гибридным форматом работы, когда у тебя есть возможность послушать любимое шоу за домашними делами, в перерывах или по пути на работу.
В мае 2021 года наше агентство также выпустило свой подкаст «PracticeON. Бизнес на практике», и креативная команда решила собрать собственное социологическое исследование в интернете путем анкетирования. Исследование показало, что средний возраст слушающих подкасты — 30 лет. Работают из них 84,6%, в декрете — 5,1%. 71,8% опрошенных слушают подкасты чаще всего в дороге (в метро или в автомобиле), в спортзале или на пробежке, во время домашних дел (готовка, уборка). Это здорово помогает нам ориентироваться в целевых аудиториях. Теперь мы больше понимаем, кто наш слушатель, что его заботит, интересует и развивает.
Подкаст — это, определенно, формат пандемии. Это разговор по душам, что-то интимное и приватное, как раньше радиопередачи, которые люди слушали по вечерам за едой или сидя в кресле. У современного человека есть запрос на саморазвитие, на познание себя, на решение психологических проблем, все это может обеспечить своеобразная подкаст-терапия. Когда устаешь от визуальных передач, от большого количества видео и хочется погрузиться в себя — подкасты отличный выход. Аудиопередачи помогут улучшить общее восприятие информации на слух. К тому же с усилением контроля за СМИ цензурированием, подкасты стали оплотом свободы самовыражения.