19 СЕНТЯБРЯ 2019

Денис Аксёнов – хозяин медной норы: Если у вас есть деньги, это не значит, что вы можете купить всё, что угодно и завтра. Это не так

Художник по меди, генеральный директор медной мастерской «Ден-Акс». Он же – успешный предприниматель, кузнец, музыкант и увлечённый человек
Простой крестьянский парень, из простой крестьянской семьи, который всю жизнь занимался определённым ремеслом. Как это привело тебя к созданию собственной мастерской?
Это было совместимо с травмой, которую я получил на кровле. Я делал огромную кровлю в Сокольниках, на выставке, и там порезал себе ногу, отрезал ахиллово сухожилие. И, лёжа в больнице, я уже понимал, что мне очень не хочется возвращаться на крышу, и уже были первые мысли, что нужно что-то делать. Понимание того, что я больше ничего делать не умею, но возвращаться в профессию тоже не интересно. Переборол и с новыми мыслями вернулся на крышу, на той же самой крыше прошёл физиотерапию, поправил ногу, но уже последующие 2-3 года чётко понимал, что надо делать то, что не умеют делать другие.

Уходил в бизнесмены, но здесь есть обратная сторона: происходит масштабирование, а масштабирование – это потеря контроля и качества. Надо делать выбор: либо быть единственным, уникальным и поднимать цены на свою продукцию, быть ремесленником, мастером; либо уходить в бизнес и гнать ширпотреб.
Насколько тебе обидно, когда тебя называют кузнецом?
Не обидно, уже привык. Обидно, наверное, кузнецам. Я себя к кузнецам никогда не причислял. Люди видят, что я работаю с металлом, и у всех это ассоциируется с кузнечным мастерством. Но никто не может никак определить то, чем я занимаюсь. Приходят и говорят: «Как бы тебя обозвать? Как назвать то, что ты делаешь? Ну вроде как кузнец». И когда вышла статья о самом известном, богатом кузнеце России, кузнецы болезненно к этому отнеслись. Мы посмеялись, но я тут не при чём. Так люди воспринимают, то есть это ассоциация.
Как ты с заказчиками выстраиваешь отношения? И самое главное – понимаешь, что им нужно.
Кто больше всего обижается на неоправданные ожидания? Взрослый ребёнок, который сам себе что-то нарисовал, представил и потом обижается на родителей, что они ему якобы что-то не купили. Так и заказчик. Человек себе в голове что-то нарисовал, он не может донести, потому что у него нет каких-то художественных навыков. Отчасти ещё потому что они экономят и не хотят платить за дизайн, там же надо несколько эскизов. Заказчик приходи и говорит: «Я вот хочу вот…» – а толком объяснить не может. Поэтому, чтобы залезть к нему в голову, нужно 2-3 недели, а то и месяц, чтобы понять, что человек хочет.
Ты ему тут же проект набрасываешь от руки или как ты улавливаешь этот инсайт?
Я прошу ассоциацию какую-то. То есть вы, наверное, увидели где-то что-то и от этого оттолкнулись, поэтому пришли ко мне. Давайте отрывную точку найдём и будем её развивать. Потому что у меня своё представление в голове, у него – своё. То есть если вообще ничего нет, человек просто пришёл, «потому что вы крутой». Вот это классно, тут я начинаю меха от гармошки растягивать. А если человек чётко представляет, я ему начинаю что-то предлагать, он: «Не-не-не, это не нужно», – то мы начинаем рисовать. Часто делаем фотографии его жилища, и уже на фотографии внедряем некоторые вещи, чтобы он видел это в своём доме, как будто это уже стоит или висит.

Как правило, если человек – хозяин своего дома, с ним работать намного проще, чем, если человек с какой-то организации или структуры. С ним проще найти общий язык, потому что у него есть всё-таки понимание, что хочет он. А если есть большое количество посредников, которые не могут толком сказать, что хочет заказчик… Были такие моменты, когда приезжает заказчик, вроде как заказчик, а он получается – подрядчик у заказчика, и он берёт на себя ответственность за изделие, приходит ко мне, говорит: «Я знаю, что нужно сделать это». Мы ему делаем, он привозит, заказчик говорит: «Что вы мне привезли? Я вообще не это хотел!» Бывает такая ситуация, что тот человек начинает: «Я тут не при делах, разбирайтесь». Подожди, но ты же пришёл. То есть это тоже бывает зачастую, так делать не надо. Надо обязательно сводить с человеком, у которого это будет непосредственно в доме.
Расскажи о своих самых крупных, масштабных проектах.
Замок Максиму Галкину. Мы делали туда Гаргулий, мы делали туда рыцарей, змея. После этого пришло много заказчиков, которые тоже захотели себе Гаргулий. Причём они работают. Мне звонила моя хорошая заказчица, она уже заказала трёх, он они другие совершенно. Она сказала, что работают. То есть она сажает их в сторону соседей, которые себя плохо ведут, соседи через какое-то время съезжают.
Делить своё пространство дома с такими существами не каждый захочет, это действительно эмоционально, психологически тяжело. Кто-то считает их чудовищами.
Для кого-то это нормально. Кто-то вырос на сказках, на мифологии, для него этот персонаж очень даже милый. Он верит в его какие-то чудодейственные силы.

Вообще, что такое Гаргульи? Гаргульи – это персонаж, который сделан для того, чтобы выявить человеческие пороки. Если человека это не касается никак, ничем, то есть его не цепляет, для него это существо, как статуя. Но если в человеке что-то такое живёт, как одержимость, то это существо вызывает в нём очень много негатива. При входе в храм можно было выявить персонажа, который очень сильно реагировал на этих существ. В мифологии они, наоборот, изгоняют злых духов, то есть они стражи.
Какова себестоимость твоих проектов?
Процентов 30 от стоимости заказа – только материалы. То есть сейчас килограмм меди на рынке стоит в районе 700 рублей. Лист размером с квадратный метр – это 5 кг. Вот и считайте.

У нас 50% - предоплата, потом 30% – по завершении, ну как бы в процессе, и перед отправкой – 20. Как правило, люди виноваты сами в растягивании срока, потому что им кажется, что раз он дал предоплату, то в принципе и ладно.

- Вы знаете, вы должны были внести промежуточный платёж.

- Ой, да?

То есть человек должен 100 тысяч, присылает 50: «Ну вам пока хватит». Неделя, две, а потом происходит возмущённый звонок: «Так, я вам деньги внёс в июле месяце. Вы обещали за месяц сделать, уже 2 прошло».
Много висяков из-за этого?
Процентов 30. У нас почему-то мышление у людей магазинное. Я называю это магазинным мышлением. Когда человек не понимает, что это делается вручную, что для того, чтобы это сделать, нужно поехать в магазин, купить материалы. Приехать там газ, припой, кислород, пропан… Ещё время потратить нарисовать, обсудить в WhatsApp'e тоже чуть ли не неделя. Человек присылает какой-то авансовый платёж, мы делаем изделие. Нужно дальше. Человек платит – мы работаем. Но почему-то зачастую все думают: «Раз у меня есть деньги, я могу купить, что угодно». Могу всех обрадовать: если у вас есть деньги, это не значит, что вы можете купить всё, что угодно и завтра. Это не так.
Когда ты выходил с мастерской, тогда конкуренции-то и не было, потому что люди ещё не могли до этого дойти, как монетизировать, как из меди делать бизнес. Сейчас ты видишь, что кругом какие-то мини-мастерские, какие-то лаборатории, люди что-то делают…
Вот именно, что «что-то делают». А заказчику всё равно. Он же особо не понимает, что кто-то делает, а кто-то что-то делает. То есть он разницы не видит.
Чтобы убедить, что твой товар именно то, что ему нужно, эксклюзив, это надо действительно потратить очень много времени.
…либо он пусть сходит туда, где что-то просто делают. Но здесь тоже такой обратный эффект: он туда сходил, очень сильно расстроился, разочаровался и пришёл уже в позе, мол «вы все тут…»
Расскажи, что мы сейчас с тобой делаем?
Мы сейчас доделаем цветочек, это у нас медная роза, наша фирменная.
Сколько мастер-классов прошло…
О, да, мастер-классов было немерено. Особенно ажиотаж был, когда за репост в соцсети я пообещал каждому репостнувшему цветок. Я исполнил своё обещание. Их было, по-моему, около сотни.
Сколько тебе нужно времени, чтобы розочку сделать?
Минут 15.
Денис, расскажи, что это за кабинет и что ты здесь делаешь?
Я называю это чулан. Музей каких-то вещей. Просто приходят люди, смотрят, фотографируют, спрашивают, можно ли снимать.
А я вот в углу увидела три гитарки. Это твоё новое увлечение?
Да. Так совершенно случайно Вселенная распорядилась, что у нас теперь есть музыкальная группа. Мы поём, записываем свои песни. У нас уже их 13.