Практика — Блог
Статьи

«Подкаст — это формат пандемии»: зачем бизнесу этот жанр сегодня

Пандемия подхлестнула интерес к#nbsp;подкастам. Как сейчас обстоят дела с#nbsp;этим жанром в#nbsp;России и#nbsp;зачем подкасты нужны бизнесу, рассказывает генеральный директор коммуникационного агентства «Практика» Анна Штырлина.

История подкастов в#nbsp;России началась в#nbsp;2004 году с#nbsp;первого подкаста, который создал Василий Стрельников RPOD. Но, учитывая реалии того времени#nbsp;— недостаточную скорость интернета, сложное и#nbsp;трудоемкое производство, необходимость скачивать каждый выпуск на#nbsp;компьютер, только потом его прослушивать, можно понять, почему очень скоро «подкастная» инициатива была заглушена. Казалось, мир подкастов окончательно сошел на#nbsp;«нет» в#nbsp;2015 году, когда первые российские подкасты закрылись. Аудиторию просто не#nbsp;смогли приучить к#nbsp;новому аудиоформату, а#nbsp;значит, на#nbsp;этом нужно было поставить точку.

Сегодня подкастинг переживает второе рождение. В#nbsp;2020 году Яндекс. Музыка провела исследование, в#nbsp;котором выяснилось, что подписчики хотя#nbsp;бы раз в#nbsp;месяц слушали подкасты, а#nbsp;это в#nbsp;3−4 раза больше, чем за#nbsp;2019 год. Год коронавируса стал знаковым для#nbsp;подкастинга, потому что количество подкаст-каналов на#nbsp;том#nbsp;же Яндексе превысило тысячу. Это объясняется и#nbsp;локдауном, конечно, новым гибридным форматом работы, когда у#nbsp;тебя есть возможность послушать любимое шоу за#nbsp;домашними делами, в#nbsp;перерывах или по#nbsp;пути на#nbsp;работу.

В#nbsp;мае 2021 года наше агентство также выпустило свой подкаст «PracticeON. Бизнес на#nbsp;практике», и#nbsp;креативная команда решила собрать собственное социологическое исследование в#nbsp;интернете путем анкетирования. Исследование показало, что средний возраст слушающих подкасты#nbsp;— 30 лет. Работают из#nbsp;них 84,6%, в#nbsp;декрете#nbsp;— 5,1%. 71,8% опрошенных слушают подкасты чаще всего в#nbsp;дороге (в#nbsp;метро или в#nbsp;автомобиле), в#nbsp;спортзале или на#nbsp;пробежке, во#nbsp;время домашних дел (готовка, уборка). Это здорово помогает нам ориентироваться в#nbsp;целевых аудиториях. Теперь мы#nbsp;больше понимаем, кто наш слушатель, что его заботит, интересует и#nbsp;развивает.

Подкаст#nbsp;— это, определенно, формат пандемии. Это разговор по#nbsp;душам, что-то интимное и#nbsp;приватное, как раньше радиопередачи, которые люди слушали по#nbsp;вечерам за#nbsp;едой или сидя в#nbsp;кресле. У#nbsp;современного человека есть запрос на#nbsp;саморазвитие, на#nbsp;познание себя, на#nbsp;решение психологических проблем, все это может обеспечить своеобразная подкаст-терапия. Когда устаешь от#nbsp;визуальных передач, от#nbsp;большого количества видео и#nbsp;хочется погрузиться в#nbsp;себя#nbsp;— подкасты отличный выход. Аудиопередачи помогут улучшить общее восприятие информации на#nbsp;слух. К#nbsp;тому#nbsp;же с#nbsp;усилением контроля за#nbsp;СМИ цензурированием, подкасты стали оплотом свободы самовыражения.

Реклама и монетизация

Что касается монетизации подкаст-проектов, то#nbsp;здесь российский рынок подкастов, конечно, отстает от#nbsp;рынка, например, США. Американские подкасты имеют миллионные обороты. В#nbsp;нашей стране рекламодатели пока еще с#nbsp;настороженностью наблюдают за#nbsp;развитием такого вида медиа, отдавая предпочтение знакомым инфлюенсерам из#nbsp;социальных сетей или YouTube. Первый фактор: с#nbsp;подкастами не#nbsp;сложилось полноценного понимания, как это работает, как выбрать подкаст для#nbsp;рекламы правильно, чтобы вложенные деньги точно вернулись, как оценивать прослушивания, если подкаст выходит на#nbsp;нескольких платформах. Как оценить эффективность?

Монетизировать подкаст можно путем стандартной прямой рекламы и#nbsp;предоставления продактплейсмента или составления спонсорских пакетов, где вы#nbsp;предлагаете потенциальным спонсорам конструктор из#nbsp;возможных профитов. Нельзя забывать про кросс-промо, которое чаще всего строится на#nbsp;бартере и#nbsp;зависит от#nbsp;того, что вы#nbsp;сможете себе позволить предложить. «Плюс» кросс-промо в#nbsp;том, что многие другие проекты с#nbsp;радостью идут на#nbsp;такой обмен, и#nbsp;вы#nbsp;получаете подписчиков, да#nbsp;еще и#nbsp;друзей-коллег из#nbsp;сферы.

Комплиментарные коллаборации#nbsp;— когда мы#nbsp;приглашаем на#nbsp;съемку героя, пусть на#nbsp;некоммерческих условиях, но#nbsp;мы#nbsp;заранее понимаем, что это#nbsp;— лидер мнений, медийный человек, индексируемый аудиторией, который может рассказать о#nbsp;нашем продукте в#nbsp;знак благодарности.

Если вы#nbsp;только задумываетесь о#nbsp;создании своего подкаста, то#nbsp;нужно заранее понимать, что идея и#nbsp;инициатива#nbsp;— это хорошо, но#nbsp;каких целей вы#nbsp;стремитесь добиться? Подкаст сейчас требует быть одновременно развлекательным и#nbsp;познавательным, потому что деловому человеку ценно его время. Сформулируйте правильно свою аудиторию#nbsp;— «для#nbsp;кого это?», потому что случайная аудитория не#nbsp;принесет никакой выгоды, да#nbsp;и#nbsp;вы не#nbsp;получите той обратной связи, на#nbsp;которую изначально рассчитывали.

Для#nbsp;грамотного подхода, конечно, нужны инвестиции, хоть и#nbsp;считается, что это относительно дешевое медиа. Поэтому, если мы#nbsp;говорим о#nbsp;чем-то, что сделано «на#nbsp;коленке», где домашняя студия, вместо камеры смартфон (или камеры нет совсем), а#nbsp;ты#nbsp;сам себе режиссер, продюсер, сценарист, постпродакшн и#nbsp;дистрибьютер, то#nbsp;здесь можно уложиться в#nbsp;минимум, но#nbsp;и#nbsp;качество оставляет желать лучшего. Если вы#nbsp;настроены серьезно и#nbsp;хотите сделать премиум-контент, где качество картинки и#nbsp;звуковой дорожки будет высоким и#nbsp;приятным для#nbsp;зрителя, будьте готовы платить за#nbsp;все. Это аренда студии, оплата работы продюсера и#nbsp;режиссера, грамотный постпродакшн, продвижение и#nbsp;коллаборации.

Подкаст сегодня#nbsp;— это давно уже не#nbsp;просто аудиофайл, это целый жанр, который может представлять собой видео- и#nbsp;аудиоварианты, лекции, разнообразные дискуссии или ток-шоу, где может быть один ведущий или приглашенные гости, док-жанр. Если зайти на#nbsp;платформы Яндекс. Музыки, Spotify с#nbsp;недавнего времени#nbsp;— присутствует огромное количество фильтров, которые найдут подкаст именно под ваш запрос, интерес, гендер, а#nbsp;это значит, что подкасты стали гораздо более персонализированы, чем когда-либо.

Наблюдая за#nbsp;подкастингом с#nbsp;точки зрения Public Relations, отмечается, что подкасты стали обязательным атрибутом каждого СМИ, бизнеса или эксперта. Сейчас иметь свой подкаст#nbsp;— ровно то#nbsp;же#nbsp;самое, что раньше иметь свою страничку в#nbsp;ЖЖ или зарегистрировать свой аккаунт в#nbsp;инстаграме.

2021-10-21 21:08